Сетевой проект
- Инновационный образовательный проект «Коммуникативность, качество и эффективность»
Протокол пед. совета о согласии педагогического коллектива участвовать в проекте
Целевым назначением проекта является:
«Повышение качества образования через вовлечение учащихся в социальные интегративные практики в урочной и внеурочной деятельности внутри сетевого взаимодействия».
1. Резюме проекта
Проект ориентирован на повышение качества образовательной деятельности через реализацию сетевого партнерского взаимодействия на региональном, всероссийском и международном уровнях. Особенностью проекта является взаимодействие школ, университетов и организаций науки культуры и спорта на основе коммуникативной модели образовательной деятельности, обеспечивающей всесторонне развитие личности учащегося средствами языковой культуры и социальных коммуникативных практик.
Задачи проекта:
1. Повышение качества образования обучающихся образовательных организациях сетевого взаимодействия, посредством включения их в активную многообразную социокультурную и информационно-коммуникативную деятельность, посредством утверждения диалоговых форм и методов межличностного и педагогического взаимодействия.
2. Воспитание и развитие качеств личности обучающихся, отвечающих требованиям национальных российских ценностей информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов патриотизма, толерантности, диалога культур, уважения многонационального поликультурного и поликонфессионального состава образовательных организаций через интеграцию общего и дополнительного образования.
3. Реализация индивидуальных траекторий развития обучающихся через возможности информационного поля сетевого взаимодействия.
4. Повышение эффективности работы преподавателей и административного состава образовательных организаций. Создание условий для роста профессионального мастерства педагогов посредством расширения форм повышения квалификации.
5. Расширение и обогащение социально-культурных контактов обучающихся и педагогов, образовательных организаций в целом посредством включения в сетевое пространство на уровне Приволжского федерального округа.
6. Мультипликация инновационного опыта педагогов и образовательных организаций в целом.
7. Совершенствование материальной базы учебно-воспитательного процесса в сетевых организациях. Модернизация школьной телерадиокомпании и оснащение межшкольного телевидения, формирование сетевого издательского центра.
Целевая аудитория проекта
Проект ориентирован на образовательные организации общего образования, родительское сообщество, учреждения науки культуры и спорта, реализующие совместную деятельность в системе сетевого взаимодействия.
Устойчивость проекта обеспечивается опытом гимназии по реализации коммуникативной модели развития образовательной организации (с 2008 года), наличием действующей системы социального партнерства и наличие успешно реализованных проектов схожей тематики.
Репутационный капитал гимназии представлен в приложении.
Гарантиями устойчивости и продолжительности проекта после окончания грантового финансирования являются: наличие необходимо минимальной инфраструктуры реализации сетевого взаимодействия и практики его реализации, наличие долговременных партнерских связей с организациями, реализующими совместную деятельность в рамках коммуникативной модели развития образовательной организации.
2. Участники проекта
2.1 Сведения об организации-инициаторе проекта.
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 67» города Нижнего Новгорода - инновационное школа, ориентированная на продвижение инновационного педагогического опыта по реализации федеральных государственных образовательных стандартов и федерального компонента государственного образовательного стандарта на всех уровнях обучения. Гимназия № 67 имеет награды на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях (Грамота Департамента образования администрации города Нижнего Новгорода» - 2013, 2014 гг., Почетный вымпел главы администрации города Н.Новгорода 2015 года, дважды победитель конкурса «Всероссийский образовательный форум «Школа будущего», организованный Государственной Думой РФ, в номинации «100 лучших гимназий России», 2014 год, «100 лучших школ России» 2015 год, и другие значимые профессиональные конкурсы). Гимназия дважды становилась победителем ПНПО 2006 г.,2008 г., стала победителем конкурса общеобразовательных организаций Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы в 2017 г.
Здание гимназии основано в 1935 году, общей площадью 3547 м2, расположено в Московском районе г. Нижнего Новгорода по адресу: ул. Софьи Перовской, д. 5. Все кабинеты гимназии оснащены необходимым оборудованием в рамках ФГОС, в том числе МАОУ «Гимназия № 67» имеется 26 кабинетов для проведения занятий с использованием интерактивного оборудования. В том числе 4 лингафонных кабинета для занятий иностранным языком, 2 мобильных компьютерных класса, кабинет информационных технологий; медиацентр, оснащенный современным интерактивным оборудованием, 15 компьютерами, с возможностью проведения международных онлайн-конференций. Медиацентр гимназии оснащен оборудованием для сканирования и быстрого тиражирования учебного материала. Гимназия имеет локальную сеть с подключением к сети Интернет (до 5 мбит/с, оптоволокно). В кабинетах физики и химии используются цифровые лаборатории «Архимед» по этим предметам, а также электронный микроскоп, микролаборатория для проведения практических работ. Кабинеты географии, истории обществознания оснащены электронными картами и интерактивными глобусами. Школьная библиотека предоставляет возможность работать с электронными ресурсами, электронными энциклопедиями и справочниками, программами-тренажерами, моделирующими программами. В гимназии имеются программно-инструментальные средства учебной деятельности, используются программы электронных дневников, журналов, расписания. Для реализации внеурочной деятельности имеются цифровые видеокамеры и фотоаппараты, принтеры и ксероксы, спортивное оборудование спортивного и тренажерного залов, игровой спортивной площадки. Все кабинеты оснащены необходимыми программно-методическими материалами, в том числе электронными, для реализации ФГОС НОО, ООО, СОО. Гимназия практически готова к внедрению ФГОС СОО. В весенне-осенний период учащиеся имеют возможность участвовать в экологических проектах и исследованиях в школьном саду, расположенном на территории гимназии.
Кадровая политика образовательной организации обеспечивает баланс преподавательского состава, управленческого блока и служб гимназии, что позволяет оптимально развивать УВП и систему управления.
В гимназии работает 20 учителей высшей категории, 2 Заслуженных учителя РФ, 3 Почетных работника общего образования РФ, 10 учителей награждены грамотами Министерства образования РФ, 2 педагога имеют ученые звания, 6 педагогических работников повысили образование по степени «магистр» в ВУЗах Нижнего Новгорода. Педагогический коллектив повышает квалификацию через самообразование, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, аспирантуру и магистратуру (ГБОУ ДПО НИРО, ГБОУ ВПО НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, НИУ ВШЭ, ГБОУ ВПУ НГПУ им. К. Минина, ИРО Республики Татарстан).
2.2 Сведения об организациях, привлекаемых к реализации проекта
Наименование |
Краткая история |
Роль и место в реализации проекта |
Российско-китайский научно-образовательный центр "Институт Конфуция при НГЛУ" |
Институт Конфуция - это некоммерческое культурно-образовательное учреждение, чьей целью является преподавание китайского языка и знакомство иностранных граждан с культурой Китая. Генеральное соглашение о сотрудничестве между НГЛУ и Ханьбань(Государственный совет по международному распространению китайского языка и культуры)было подписано 5 мая 2010 года. При содействии НГЛУ в сычуаньском университете-партнере был открыт Центр русского языка и налажен академический обмен студентами и преподавателями. Вслед за генеральным соглашением 20 июля 2010 года также было подписано Исполнительное соглашение между НГЛУ и СУИЯ о совместном создании на базе ФГБОУ ВО НГЛУ научно-образовательного центра «Институт Конфуция». |
|
Итальянский институт культуры (Москва) |
Итальянский Институт культуры в Москве (основан в 1986 г) решает задачу продвижения итальянского языка и культуры в России, организуя культурные мероприятия для распространения идей, искусства и науки. |
|
2.3 Подтверждение опыта успешного выполнения проектов, направленных на повышение качества образования, его доступности независимо от места проживания обучающихся, повышение конкурентоспособности российского образования (в том числе по взаимодействию с другими организациями при реализации проектов), а также отзывы о деятельности организации и публикации в средствах массовой информации.
В гимназии с 2014 г реализуется программа развития гимназии «Коммуникативность, качество и эффективность».
В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – разработка подходов и моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе и ее системному развитию в целом.
Основные направления программных мероприятий, составляющие содержание Программы мы определяем как совокупность блоков (базовых программных мероприятий) и модулей (конкретных действий по каждому направлению). В каждом модуле имеет место информационная составляющая, ценностно-мотивационный аспект, деятельностно-практический аспект, которые и лежат в основе проектов, которые направлены на повышение качества образования, его доступности учащихся.
В сфере образования МАОУ гимназия № 67 создана Инновационная инфраструктура, в рамках которой реализуются следующие инновационные проекты:
На региональном уровне (совместно с ГБОУ ДПО НИРО):
- Сетевой инновационный проект «Разработка и апробация технологии развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка средствами сетевого корпоративного ресурса»
- Профессиональное сетевое взаимодействие как ресурс непрерывного развития ИКТ – компетентности педагога»
- Управление качеством образования на основе разработки и внедрения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
- Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся по предметам естественнонаучного цикла.
На районном уровне:
Районный ресурсный центр «Создание единой коммуникативной информационно-образовательной среды как одно из условий повышения качества образования».
По состоянию на 1 сентября 2018 года в гимназии обучается 817 учащихся, 32 класса-комплекта, из них 13 – начальная школа, 15 – основная, 4 – средняя.
В гимназии высокое качество обучения:
Деятельность гимназии ведется в рамках социального международного мега-проекта «Вместе в будущее», основными целями которого являются воспитание таких черт современной личности как интернационализм, патриотизм, толерантность и гуманизм. Данный проект направлен на повышение мотивации учащихся в различных предметных областях и предполагает активное вовлечение учителей и школьников в общественную жизнь, знакомство и сближение жителей России и других стран, изучение языков и культур.
Работа ведется по нескольким направлениям.
- Международный проект «Восток-Восток»
- Международный проект «Восток-Запад»
- Международный проект «Изучение китайского языка и китайской культуры»
- Международный проект «Распространение итальянского языка в России (P.R.I.A.)»
- Участие в международных детских олимпийских играх
- Международный проект «Восток-Восток»
Школами-партнерами данного направления являются:
Многопрофильная гимназия № 5«Тандау», г. Кокшетау, Казахстан
Гимназия № 122, г. Казань, Татарстан.
Гимназия является одним из активнейших партнеров проекта «Волга-Хуанхэ», который реализуется Департаментом внешнеэкономических связей Администрации нашего города в рамках побратимских связей гор. Нижнего Новгорода и гор. Цзинань, провинция Шаньдунь. Партнером нашей гимназии является Международная школа иностранных языков города Цзинань (КНР).
- Международный проект «Восток-Запад»
Школы-партнеры:
Италия, г. Шакка, Сицилия, Классический лицей им. ТомаззоФазелло
США, г. Нью-Рошел, штат Нью Йорк, средняя школа Торнтон-Донован
Основные формы сотрудничества:
- Студенческие обменные программы.
В рамках международного проекта «Вместе в будущее» и в соответствии с Договором о сотрудничестве между МАОУ «Гимназия №67» и Международной школой иностранных языков города Цзинань, предусматривающем студенческие культурно-образовательные обмены и совместные мероприятия в сентябре 2015 года состоялся визит учащихся международной школы иностранных языков города Цзинань. В рамках данного визита был организован круглый стол по проблемам экологии “How green are you”, фестиваль русского и китайского народного творчества, мастер-классы, прием в администрации города, знакомство с культурой и достопримечательностями Нижнего Новгорода и области.
В марте 2016 с ответным визитом группа, состоящая из 2 учителей и 8 обучающихся МАОУ «Гимназия №67» посетила город Цзинань. Учащиеся посетили уроки рисования, китайской каллиграфии, физкультуры, китайского, английского и русского языков, знакомились с буддийской культурой, узнали все таинства чайной церемонии. Сегодня, образовательные обмены стали традицией.
Подобные студенческие обмены осуществляются ежегодно, начиная с 2010 года. Они, несомненно, способствуют достижению цели сотрудничества: изучение культуры и языка, на котором говорят партнеры. Одной из задач нынешней поездки было также обсуждение вопроса открытия класса Конфуция в МАОУ «Гимназия №67» путем вступления в правительственную программу КНР, нацеленную на распространение китайского языка в разных странах мира. Достигнута договоренность и определены совместные шаги и сроки.
- Совместные проекты.
«Моя любимая книга» - учащиеся 5-х классов гимназии написали небольшие рекомендации для китайских ровесников, что читать на русском языке. Китайские школьники пишут отзывы о прочитанных книгах.
«Читаем вместе Горького» - написание эссе по прочитанным рассказам писателя. «Письмо солдату» - акция была приурочена к празднованию 70-летия окончания второй мировой войны, но она нашла такой отклик в сердцах китайских и российских школьников, что письма писали и в этом учебном году.
«М. Горький - художник и мыслитель» - 28-29 марта 2016 года состоялась международная конференция «Горьковские чтения». Тема конференции: «М. Горький - художник и мыслитель». На конференции обсуждались проблемы, связанные с исследованием философии Горького-художника, ее влиянием на исторические судьбы России, Европы, Азии и Америки, актуальность творческого наследия М. Горького для культуры XXI века. Наши китайские коллеги приняли участие в конференции, а наши учителя помогли им подготовить выступление.
- Телемосты: «К дню рождения гимназии», «Начинаем волонтерское движение», «Моя семья в истории страны», «Демократические диалоги»
- Международный проект «Изучение китайского языка и китайской культуры»
Преподавание китайского языка в гимназии началось в 2012-2013 учебном году, когда в рамках договора о сотрудничестве с Цзинаньской школой иностранных языков учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №67» Климахина Т.В. была направлена в Китай для преподавания русского языка, а учитель Цзинаньской школы иностранных языков ЦзоуНинг начала преподавать китайский язык нашим ученикам. Ежегодно китайский язык изучают около 100 учащихся гимназии, хотя желающих гораздо больше. В 2015-2016 учебном году китайский язык изучали 95 учащихся 1-9 классов гимназии. Программа одного года обучения составляет 68 часов. Преподаватель, Тёлина Юлия Александровна, прошла стажировку в Сычуаньском университете иностранных языков по стипендии Института Конфуция (2014-2015 уч.год), успешно сдала 5 уровень экзамена HSK (международный экзамен на уровень владения китайского языка для иностранцев), 2 уровень экзамена HSKK. Для преподавания китайского языка имеется все необходимое: учебный кабинет, оборудованный мебелью и всеми современными техническими средствами, а именно: компьютер, магнитофон, смартборд. В этом году в рамках сотрудничества с издательством «гимназии были переданы в дар 200 наименований книг и учебных пособий по китайскому языку.
- Международный проект «Распространение итальянского языка в России (P.R.I.A.)»
С 2007 года по настоящее время гимназия является участником Российско - Итальянского проекте ''ПРИЯ - Программа распространения итальянского языка в России и русского языка в Италии'', координатором которого является Отдел Образования Генерального Консульства Италии в Москве (документы по проекту прилагаются).
В проекте принимают участие многие школы, университеты, академии, лингвистические центры Москвы и других городов, таких как Ст.Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Ростов на Дону, Казань, Новосибирск, Иркутск, Владивосток. На сегодняшний день к Программе присоединились более 90 учреждений.
Возглавляет движение с российской стороны московская школа 1409.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- повышение мотивации к изучению итальянского языка, увеличение количества обучающихся, выбирающих итальянский язык для изучения в качестве второго (третьего) иностранного;
- более активное участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах по итальянскому языку;
- совместная конференция участников проекта с приглашением других партнеров гимназии из США и Китая;
- публикация работ учащихся в совместном сборнике;
- издание учебных программ по изучению итальянского языка и культуры;
- публикация результатов проекта на интернет-сайтах.
В Нижнем Новгороде МАОУ «Гимназия №67» единственное учебное заведение, где преподают итальянский как второй иностранный язык.
Ежегодно 8 групп 5-11 классов гимназии (113 человек) изучают итальянский язык в качестве второго иностранного языка.
В минувшем году 8 учащихся 9-11 классов приняли участие в поэтическом конкурсе «Да будет…Поэзия».
Начиная с 2011 года гимназия ежегодно получает дотацию на частичное покрытие расходов, связанных с деятельностью, направленной на преподавание итальянского языка.
Координаторы проекта регулярно организуют мероприятия, направленные на повышение квалификации преподавательского состава. Так, например, учитель итальянского языка Григорян А.Г. в марте 2016 года прошла курсы повышения квалификации «Методика преподавания итальянского языка» на базе московской школы 1409, а в ноябре этого учебного года участвовала в работе семинара «Пути преподавания истории Италии» в Итальянском институте культуры в городе Москве. Семинар проводил Джороджо Кавади, Технический Руководитель Министерства образования, университетов и научных исследований Италии, преподаватель итальянского языка и истории в школах специализации по среднему образованию.
- Международный проект «Детские олимпийские игры»
Вот уже второй год учащиеся 3-5 классов гимназии образуют основу сборной Нижнего Новгорода на Международных детских играх, которые являются частью Детского фестиваля в г. Дьёре (Венгрия). В соревнованиях участвовали дети из Венгрии, Польши, Германии и России.
10 учащихся гимназии соревновались в 5 видах спорта: плавание, атлетика, детская борьба, пляжный волейбол, футбол. Большакова Полина, ученица 5 а класса, завоевала серебряную медаль в борьбе.
Данное мероприятие - это не только спортивные соревнования, но также настоящая игра, поскольку, кроме спортивной программы, мы были приглашены и на программу Детского фестиваля. Дети получили не только опыт участия в соревнованиях, но и общения на иностранном языке,
В гимназии много лет реализуется программа «Одаренные дети». Она направлена на развитие интеллектуальной одаренности учащихся с помощью университетского компонента, состоящего из различных дисциплин: психологии личностного развития, информационных систем и технологий, прикладной математики, биотехнологии, иностранных языков, обществознания, экономики.
Повышенный уровень гимназического образования обеспечивается курсами по выбору, элективными курсами, спецкурсами, творческими встречами, индивидуальными консультациями, лекциями Вузовских преподавателей.
Партнерами гимназии из ВУЗов города являются НИУ ВШЭ, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, ННГУ им. Лобачевского, НГПИ им. К. Минина.
Обучение в гимназии не мыслится без навыков научно-исследовательской работы. В гимназической программе «Одаренные дети» ведущее место занимают индивидуальная, групповая исследовательская работа. Основные формы такой организации и подведение итогов такой деятельности – предметные декады, интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции, творческие фестивали и конкурсы, спортивные праздники и, конечно, одно из главных событий в нашей гимназии – День Науки и Творчества, в котором принимают участие ребята с 1 по 11 класс, защищая проекты, выступая с докладами, демонстрируя свои достижения в выставках различного направления.
Обучающиеся гимназии являются победителями и призерами олимпиад и конкурсов различного уровня (Дипломы, грамоты и благодарственные письма прилагаются).
Реализация инновационной образовательной программы развития гимназии дает возможность воплотить проекты по внедрению современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и создание целостной информационной среды гимназии.
Позитивные эффекты реализации инновационных проектов:
- Произошло расширение и обогащение социально-культурных контактов гимназистов и педагогов, гимназии в целом, посредством включения социального пространства разных уровней (на уровне района, города, России, мира);
- Созданы благоприятные условия для социального и гражданского становления гимназистов посредством включения их в активную, многообразную информационно-коммуникативную деятельность
- Организована допрофильная подготовка подростков через включение их в деятельность по связям с общественностью.
- Повышено качество образования посредством реализации в рамках базового принципа – принципа коммуникативности, утверждения диалоговых форм и методов межличностного и педагогического взаимодействия
Созданы условия для роста профессионального мастерства педагогов посредством расширения «поля» форм повышения квалификации.
- Совершенствовалась материальная база учебно-воспитательного процесса в гимназии.
- Гимназия включена в деятельность по распространению инновационного опыта через работу экспериментальных инновационных площадок.
Ежегодно гимназия участвует в муниципальных, региональных, федеральных, международных семинарах для администраторов и педагогических работников школ и гимназий города Нижнего Новгорода и области; администрации и учителей из Италии, Казахстана (многопрофильная гимназия № 5 «Тандау» г. Кокшетау), России (гимназия №122 г. Казани; лицея города Бор, школ Московского района г. Н.Новгорода).
Администрация и педагоги гимназии неоднократно принимали участие в конференциях и семинарах Института образовательной политики «Эврика». Гимназия награждена дипломами Института образовательной политики РФ: «Знак качества образования», «Инновационная школа», «Авторская школа», «Экспериментальная школа». Администрация г. Н.Новгорода ежегодно, в течение 3-х лет присваивает гимназии звание «Лучшая школа». В 2015 г. гимназия награждена дипломом1-й степени как победитель областного конкурса моделей (органов) ученического самоуправления. Награждена Почетным вымпелом Главы администрации города Нижнего Новгорода. Гимназия стала дважды победителем Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшая гимназия», «Директор года». Гимназия трижды становилась победителем приоритетного национального проекта «Образования» в 2006 г., 2008 г., 2017 г. Педагоги гимназии – Победители приоритетного национального проекта «Образования» с 2006 года на Президентском (22 человека) и Губернаторском уровнях (16 человек).
Отзывы о деятельности организации и публикации в средствах массовой информации размещены на сайте гимназии http://lingym67.nnov.ru/ : СМИ о нас
1) Э.С. Казакова Теоретическое обоснование коммуникативной модели образовательного процесса в современной гимназии. Монография. Нижегородский филиал НАНОО "Институт бизнеса и политики" (НФ ИБП), 2004 г.
2) Теоретическое обоснование коммуникативной модели образовательного процесса в современной гимназии: монография. – Нижний Новгород: НГЛУ, 2004. – 98 с.
3) Коммуникативные подходы в воспитании личности: Методическое пособие для классных руководителей /Э. С. Казакова, Л. А. Тюрина. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – 52 с.
4) Время жить в России. Сборник материалов по итогам мегапроекта «Мое Отечество» /Департамент образования Нижегородской области, Центр эстетического воспитания Нижегородской области. – Н. Новгород,
5) Инновации в образовании: из опыта работы педагогического коллектива гимназии №
6) Э.С. Казакова, С.А. Новикова "Формирование информационной культуры школьников средствами иностранного языка". По материалам XI Международной конференции NNELTA (Нижегородской ассоциации учителей английского языка). Нижегородский филиал НАНОО "Институт бизнеса и политики" (НФ ИБП), 2008 г.
7) Сборник «Формирование информационной культуры школьников средствами иностранного языка». (составители Э.С. Казакова, С.А. Новикова). МОУ гимназия № 67, 2008 г. – 90 с.
8) Публикации в сборнике научно-практической конференции Нижегородских гимназий «Проблемы, содержание и организация гимназического образования» Тюрина Л.А. 2008 г.
9) Публикации в сборнике научно-практической конференции Нижегородских гимназий «Проблемы, содержание и организация гимназического образования». Бак М.Л. «Организация внеклассной деятельности гимназистов в условиях учебной перегрузки»2009 г.
10) Публикации в сборнике «Коммуникативистика: прикладные аспекты социально-гуманитарного знания» Нижегородский филиал ГУ ВШЭ,
11) Публикация в сборнике «Коммуникативистика: актуальные социально-гуманитарные проблемы» Нижегородский филиал ГУ ВШЭ,
12) Сборник гимназии № 13 по итогам конференции «ЕГЭ и гимназическое образование»:
- «Проблемы, которые ставит перед учителем, учеником и родителями введение ЕГЭ» (Радостина Н.Б.)
- «Практика подготовки к ЕГЭ по предметам естественно-научного цикла» (Борисевич Н.В.)
13) Издательство ГУ ВШЭ «Университетский округ: развитие инновационного потенциала образовательной системы региона»:
- «Поддержка и развитие одаренности детей: подготовка к олимпиадам. Проект кафедры словесности «Олимпиады» (Радостина Н.Б.)
- «Роль родителей в формировании одаренности детей» (Кирсанова А.А.)
- Роль музея в повышении воспитательной цели урока» (Ильина И.Н.)
- «Пути развития детской одаренности и поддержки таланта школьников» (Бак М.Л.)
1) РУО Московского района – сборник «Творческие образовательные программы»:
2) «Речевое взаимодействие на уроках русского языка при групповой форме работы» (Радостина Н.Б.)
3) «Использование интерактивной доски на уроках английского языка» (Новикова С.А.)
4) Сборник «Инновационная деятельность учителей школ г. Н. Новгорода (опыт, достижения, перспективы)». Департамент образования и СПЗД администрации г. Н. Новгорода, 2010. ООО «Издательство «Пламя», 2010.:
- Радостина Н.Б. «Формы речевого взаимодействия на уроках русского языка при групповой форме работы (5-8 классы)»
- Шибалкина Л.Н. «Внедрение современных информационных и коммуникативных технологий на уроках математики»
- Сборник «Университетский округ: развитие инновационного потенциала образовательной системы региона» материалы научно – практической конференции 03.12.2009 г.: в 2-х ч. – Н.Новгород. – 2010г.
- Бак М.Л. «Пути развития детской одаренности и поддержки таланта школьников гимназии»
- Радостина Н.Б. «Поддержка и развитие одаренности детей: подготовка к олимпиадам. Проект кафедры словесности «Олимпиады»».
- Ильина И.Н. «Роль школьного музея в повышении эффективности воспитательной цели урока»
- Кирсанова А.А. «Роль родителей в воспитании одаренных детей»
5) Э.С. Казакова, М.Л. Бак, Б.В. Булюбаш, Научно - популярные издания как образовательный ресурс. Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии современного учебного процесса: стратегия, задачи , внедрение».Н.Новгород, НГТУ. 2011, с. 68 – 72.
6) Э.С. Казакова, М.Л. Бак, Б.В.Булюбаш. Научно – популярные публикации как средство формирования основных гуманитарных компетенций. Тезисы конференции “Роль инновационных университетов в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»”. Нижний Новгород, ННГУ, 2011, с. 176 – 177.
7) Газета для педагогов «Школа» №21 (405)от декабрь, 2013 г. «Мы открыты всему миру»
8) Газета для педагогов «Школа» №19 (403) от ноябрь, 2013 г. «А есть ли социальный эффект?»
9) Журнал «Столица Нижний», ноябрь, 2013 г.
10) Журнал «Lifestyle»,октябрь, 2013 г.
11) Журнал практика школьного воспитания» № 3 (100), 2016 г. «Лучший учитель»
Появились инновационные «точки роста»:
- Полноценная реализация системообразующей функции коммуникации в учебно-воспитательном процессе гимназии посредством проектирования реальной, общедоступной, продуктивной, многообразной коммуникативной деятельности;
- Созданы условия для реализации коммуникативного потенциала личности учащихся и педагогов и эффективного развития ее коммуникативных качеств в процессе деятельности по связям с общественностью;
- Произошло становление целостной современной информационной среды гимназии, способствующей выполнению социального заказа на качественное общее образование и разностороннему развитию личности учащихся и педагогов в соответствии с их интересами и потребностями;
- Распространение развития партнерских связей гимназии в России, так и за ее пределами;
- гимназия включена в проект ПРИЯ «Распространение итальянского языка в России» и «Распространение русского языка в Италии».
3. Описание и обоснование проекта
3.1 Актуальность решаемых задач в процессе реализации проекта
Актуальность проекта обусловлена комплексом объективно сложившихся противоречий:
- между потребностью общества в качественном образовании и несоответствием научно-методического, информационного, материально-технического инструментария для реализации инновационных технологий;
- потребностью создания интегративных практик развития личности учащегося в режиме сетевого взаимодействия и отсутствием нормативной основы его реализации;
- потребностью создания целостной системы общего и дополнительного образования и неразработанностью методик реализации комплексных индивидуальных траекторий развития учащегося.
Сетевое взаимодействие представляет, на наш взгляд, эффективный инструмент организации образовательного пространства, обеспечивающий системное образовательное взаимодействие в едином информационном пространстве. Коммуникативная модель развития образовательной организации, разработанная и успешно внедряемая в гимназии, обеспечит необходимое научно-методическое сопровождение процесса сетевого сотрудничества.
Развивающий потенциал информации реализуется наиболее эффективно в том случае, когда человек (в данном случае – обучающийся и педагог) способен активно участвовать в информационных потоках, осуществляя свои потребности в познании и общении, преобразуя себя и окружающий мир в процессе овладения информацией, ее преобразования и использования. Эти факторы и обусловили интерес МАОУ «Гимназия №67» к проблеме информационного обмена в форме сетевого взаимодействия, или коммуникативной сущности образования, а также к педагогической коммуникации как основополагающему понятию при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности. В необходимости развития таких коммуникативных технологий в образовании нас убеждают труды, рассматривающие многоаспектную природу педагогической коммуникации, а именно: коммуникативные потребности (А.Г. Амелина), психологические основы коммуникации личности (А.А. Бодалев), коммуникативную природу педагогического общения (В.А. Кан-Калик), коммуникативные умения (И.В. Петривняя), коммуникативные системы и коммуникативное поле (Е.И. Рогов), а также изучение социального заказа родителей и обучающихся.
Сетевое взаимодействие обеспечивает:
- распределение ресурсов при общей задаче деятельности;
- опору на инициативу каждого участника сети;
- осуществление прямого контакта участников друг с другом;
- выстраивание многообразных возможных путей движения при общности внешней цели;
- использование общего ресурса сети для нужд каждого конкретного участника.
<s