Программа развития
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
"Гимназия № 67"
«Коммуникативная модель развития современной гимназии»
г. Нижний Новгород
1. Наименование программы, ее тип и статус (целевая, комплексная, локальная).
Наименование программы: «Коммуникативная модель развития современной гимназии»
Тип Программы: комплексная.
Статус Программы: гимназическая
2. Основания для разработки Программы
Основания для разработки Программы: Закон «Об образовании в РФ»; федеральная программа развития образования, нашедшая выражение в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» и «Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года»; «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (Москва, 2002 г.); заказ социума (района, города: детей, родителей и общественности).
3. Основная идея инновационного развития образовательного учреждения
При определении основной идеи инновационного развития гимназии за основу приняты обоснованные в педагогической науке положения:
- об открытости педагогической системы школы как ее существенной характеристики и условии развития;
- о коммуникативной сущности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, обеспечивающей продуктивное разнонаправленное педагогическое взаимодействие;
- о коммуникативной деятельности и общении в образовательном процессе как базовом средстве разностороннего развития личности.
Основной замысел программы связан с идеями системно-ориентированного подхода к развитию общеобразовательного учреждения, обосновывающими продуктивность развития школы в условиях осуществления многообразных ее связей с внешней средой. Соответственно этому, инновационное развитие лингвистической гимназии обусловлено расширением ее социально-культурных контактов, деятельностью в русле социального партнерства, развитием информационно-коммуникативной базы образовательного процесса. В этих условиях происходит следующее: актуализация личностного и, прежде всего, коммуникативного потенциала учащихся и педагогов; активизация потребности в общении и расширение социального опыта всех участников образовательного процесса; осуществление многообразных межличностных и педагогических взаимодействий; эффективное использование информационных технологий, что, в целом, является базой для повышения качества обучения и воспитания в гимназии.
В русле названных идей в качестве концептуальных теоретических оснований инновационного развития гимназии целесообразно применить положения известных педагогических подходов – личностного, деятельностного, средового, которые позволяют сформулировать следующие принципы для построения Программы развития гимназии: социально-педагогической обусловленности образовательного процесса; личностно-развивающей направленности педагогической коммуникации; открытости образовательной среды гимназии.
4. Цель и задачи программы
Целью Программы является создание модели развития гимназии на основе проектирования ее коммуникативной среды, обеспечивающей условия для развития как учреждения в целом, так и каждого его субъекта на основе реализации внутренних (психологических) и внешних (организационных) механизмов развивающего педагогического взаимодействия, построенной на принципах: а) открытости образовательной системы; б)социально-педагогической обусловленности образовательного процесса; в)личностно-развивающей направленности педагогической коммуникации.
Задачи, на решение которых направлена Программа:
- расширение и обогащение социально-культурных контактов гимназистов и педагогов, гимназии в целом, посредством включения в пространство социального партнерства разных уровней (на уровне района, города, России, мира);
- создание условий для полноценного физического развития учащихся, укрепления физического и психического здоровья;
- развитие навыков общения и коммуникации у учащихся;
- создание благоприятных условий для социального и гражданского становления гимназистов посредством включения их в активную, многообразную информационно-коммуникативную деятельность;
- обеспечение информационной поддержки гимназических, районных, городских, региональных проектов гимназии;
- организация допрофильной подготовки подростков через включение их в деятельность по связям с общественностью;
- стимулирование положительной мотивации учащихся и педагогов к продуктивному педагогическому взаимодействию;
- повышение качества образования посредством реализации в качестве базового принципа – принципа коммуникативности, утверждения диалоговых форм и методов межличностного и педагогического взаимодействия;
- создание условий для роста профессионального мастерства педагогов посредством расширения «поля» форм повышения квалификации;
- совершенствование материальной базы учебно-воспитательного процесса в гимназии.
5. Аналитическое обоснование важности и необходимости инновационных изменений, научный потенциал, опора на имеющиеся или экспериментально апробированные методики и технологии образовательной деятельности
В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. В государственных документах (Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и других), достижение высокого качества образования, в том числе – в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере.
Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – разработка подходов и моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе и ее системному развитию в целом.
Разработка современных проблем в сфере общего образования осуществляется в условиях перехода общества на новый уровень развития культуры, сопровождающегося осознанием новой, информационной, картины мира. Устойчивая тенденция к переоценке места и роли информации в развитии всех сфер общества делает ее одним из основополагающих методологически значимых понятий многих наук, закономерно включенных в их проблематику. В связи с этим и образовательный процесс правомерно рассматривать как процесс включения человека в сферу информационной деятельности (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Е.Н.Дмитриева, В.А.Сластенин и др.).
Развивающий потенциал информации реализуется наиболее эффективно в том случае, когда человек способен активно участвовать в информационных потоках, осуществляя свои потребности в познании и общении, преобразуя себя и окружающий мир в процессе овладения информацией, ее преобразования и использования. Это, в свою очередь, обостряет научный интерес к проблеме информационного обмена, или коммуникативной сущности образования, а также – к педагогической коммуникации как основополагающему понятию при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности. В этом нас убеждают труды, рассматривающие многоаспектную природу педагогической коммуникации: коммуникативные потребности (А.Г.Амелина), психологические основы коммуникации личности (А.А.Бодалев), коммуникативную природу педагогического общения (В.А.Кан-Калик), коммуникативные умения (И.В.Петривняя), коммуникативные системы и коммуникативное поле (Е.И.Рогов) и др.
Хотя история изучения различными науками феномена общения и многообразных форм и видов коммуникации насчитывает не один десяток лет, а количество научных работ по данному вопросу достаточно велико, педагогическое исследование проблематики коммуникативности образовательного процесса в школе как логического центра теоретической и практической работы по созданию современной модели образовательного процесса остается открытой для исследования.
Возрождение гимназии как исторически определенного типа российской школы актуализирует проблему разработки коммуникативной модели образовательного процесса. Это связано с тем, что общество возлагает определенные надежды на современную гимназию в деле повышения качества образования, а значит, необходимо в полной мере реализовать коммуникативную сущность учебно-воспитательного процесса и эффективно осуществлять разнонаправленное педагогическое взаимодействие. Это предполагает обеспечение многообразных коммуникативных связей субъектов образовательного процесса гимназии, необходимость расширять и саму «информационно-коммуникативную среду» школы. Кроме того, характерной чертой современной гимназии как типа образовательного учреждения «повышенного уровня» является стремление к обретению «своего лица», созданию особенной педагогической среды, максимально обеспечивающей реализацию и приращение личностного потенциала учащихся и педагогов.
Рассмотрение научно-педагогических публикаций, посвященных моделированию и проектированию инновационного развития школы, а также изучение образовательного процесса в гимназии позволяет констатировать, что развитие гимназии возможно, если ее деятельность направлена на разрешение противоречия между потребностью в педагогическом осмыслении и реализации коммуникации как фактора системного развития данного типа учебного заведения и недостаточной разработанностью практических путей построения и реализации коммуникативной модели его развития.
Особое значение для постановки проблемы построения коммуникативной модели образовательного процесса имеет определение коммуникации как основы осуществления разнонаправленного взаимодействия.
Коммуникация – универсальное понятие, которое сегодня используется многими науками (психологией, социологией, информатикой, философией, лингвистикой и др.). В самом общем виде ее можно определить как комплекс явлений, связанных с обменом информацией между людьми через посредство универсальной системы звуковых и графических знаков, чаще всего – языка, а также – невербальных знаков (жестовых, мимических, интонационных и проч.).
Изучение теории вопроса, а также – анализ деятельности гимназии позволили сконструировать авторское определение коммуникативной модели образовательного процесса в гимназии, которая характеризуется нами как системная совокупность взаимосвязанных компонентов, создающих в процессе их реализации коммуникативную среду учебного заведения, обеспечивающую условия как для развития субъектов образовательного процесса (учеников, педагогов и др.), так и для развития учебного заведения в целом. Главным педагогическим механизмом инновационного развития в условиях коммуникативной модели выступает качественное преобразование образовательной среды гимназии посредством обеспечения непротиворечивого единства осуществления ее характерных особенностей: открытости и, одновременно, уникальности и защищенности культурного пространства.
Суммируя все сказанное, отметим, что в современных условиях сложились необходимые методологические основания для построения коммуникативной модели развития гимназии, а именно: положения системного и ориентационного подходов в педагогике и образовании; положения теории коммуникации; теоретические и практические аспекты педагогического моделирования; философские положения о диалогическом характере социокультурной деятельности; общенаучные принципы системности, целостности, всеобщей связи, взаимообусловленности и взаимозависимости явлений действительности; непротиворечивый синтез общенаучных подходов, применяемых в системе образования (культурологический, междисциплинарный), а также – известных педагогических подходов (деятельностный, личностный, средовой).
В качестве теоретического базиса мы использовали: фундаментальные идеи культурно-исторической теории о развитии личности в процессе присвоения социального опыта (Л.С.Выготский); психолого-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу общения и коммуникации (Л.П.Буева, А.Л.Журавлев, И.А.Зимняя, М.С.Каган, В.А.Кан-Калик и др.); историю гимназического образования (И.А.Алешинцев, Ш.И.Ганелин, С.Ф.Егоров, А.И.Пискунов и др.); исследования современного гимназического образования (В.С.Безрукова, А.Г.Каспржак, В.И.Пирогов, С.А.Смирнов); положения психолого-педагогической теории о целостности педагогического процесса и его влиянии на развитие личности (А.А.Бодалев, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский и др.); педагогическую концепцию саморазвития субъектов образовательного процесса (В.И.Андреев); положения теории и технологии педагогического проектирования и моделирования в образовании (В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина и др.); концепция системного развития школы (В.С.Лазарев, Э.Г.Юдин).
6. Сроки и этапы реализации программы
Первый этап 2012 - 2013 г.г. разработки программы;
Второй этап 2013 – 2014 г.г. реализация программы;
Третий этап 2014 – 2015 г.г. подведение итогов и внесение дополнений;
Четвертый этап 2015 – 2017 г.г. реализация программы в новой редакции с уточнениями и дополнениями.
7. Основные направления программных мероприятий, планируемые конкретные действия по каждому из направлений
Основные направления программных мероприятий, составляющие содержание Программы мы определяем как совокупность блоков (базовых программных мероприятий) и модулей (конкретных действий по каждому направлению). В каждом модуле имеет место информационная составляющая, ценностно-мотивационный аспект, деятельностно-практический аспект.
1. Информационное и педагогическое обеспечение социального партнерства гимназии.
2.Педагогическое сопровождение развития личности учащихся (формирования гражданских качеств, социальных умений и навыков, творческих способностей, коммуникативности, интересов и познавательных потребностей и т.д.).
3. Работа по повышению качества обучения и воспитания.
4. Расширение системы дополнительного (допрофильного) образования.
5. Работа по внедрению современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и созданию целостной информационной среды гимназии..
6. Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, обеспечению физического развития, психологического комфорта и безопасности учащихся.
7. Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и стимулирования инновационной деятельности в гимназии.
8. Работа по созданию положительного имиджа гимназии и системы общественного признания личных достижений ее субъектов.
9. Совершенствование материально-технической базы учебно-воспитательного процесса в гимназии.
8. Исполнители основных мероприятий программы, группы участников
Администрация, педагоги гимназии, родители, попечители, представители общественности, вузы.
9. Ожидаемые результаты
В результате осуществления Программы предполагается создание коммуникативной модели развития гимназии, в рамках которой ожидаются следующие достижения:
- полноценная реализация системообразующей функции коммуникации в учебно-воспитательном процессе гимназии посредством проектирования реальной, общедоступной, продуктивной, многообразной коммуникативной деятельности;
- создание условий для реализации коммуникативного потенциала личности учащихся и педагогов и эффективного развития ее коммуникативных качеств в процессе деятельности по связям с общественностью;
- становление целостной современной информационной среды гимназии, способствующей выполнению социального заказа на качественное общее образование и разностороннему развитию личности учащихся и педагогов в соответствии с их интересами и потребностями;
- развитие партнерских связей гимназии, как в России, так и за рубежом;
- повышение результатов (показателей) обучения и воспитания гимназистов;
- воспитание у учащихся самостоятельности и критического мышления, гражданского самосознания и ответственности посредством аналитической деятельности с разнообразной информацией; создание условий для творческой деятельности;
- развитие у учащихся умений и навыков в области поиска, обработки, преобразования и презентации различной информации (социальной, художественной, образовательной, культурной и проч.);
- рост профессионального мастерства педагогов и их профессиональных достижений;
- обновление программно-методических материалов, появление авторских решений традиционных педагогических вопросов;
- повышение эффективности использования технических средств обучения и информационных технологий коммуникативного взаимодействия;
- создание благоприятного микроклимата в коллективе и положительного имиджа гимназии в социуме на основе полной и достаточной информированности и продуктивного взаимодействия как внутри школы, так и во внешней среде.
10. Система контроля за выполнением программы с максимально возможной точностью и операциональностью целей, задач, рубежей, ориентиров, параметров, индикаторов измерения эффективности программных мероприятий
Система контроля за выполнением программы предусматривает выявление динамики развития всех подсистем гимназии и ее субъектов; строится с учетом тех направлений, которые она предусматривает и ориентирована на критерии:
а) функционирования (наличие показателей);
б) развития (по показателям позитивных изменений, качественных преобразований в положительном направлении всех подсистем).
Положительное направление развития гимназии мы констатируем в том случае, если: а)образовательные результаты и показатели воспитанности школьников не снижаются, а растут; б) имеет место удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса предоставленными возможностями и условиями (школьников, педагогов, персонала, родителей, др.партнеров); в) имеет место рост и повышение качества программно-методических материалов в педагогическом процессе; г)не ухудшается (улучшается) материально-техническая база гимназии; д) ярко выражен рост личных научных, творческих и прочих достижений всех субъектов педагогического процесса; е) расширяются социально-культурные, образовательные контакты гимназии.
1. Индикаторами информационного и педагогического обеспечения социального партнерства выступают: достаточная информированность всех субъектов гимназии о проектах и партнерских программах и ходе из выполнения; доступность участия в данных программах для каждого субъекта педагогического процесса; наличие задач развития личности учащихся в социально-образовательных проектах; широта круга партнеров гимназии. Методика оценки: статистический анализ проектов и программ социально-культурного образовательного партнерства; опросы, количественный анализ участия гимназистов и педагогов в различных проектах; педагогическая экспертиза результативности развивающего влияния данного направления работы.
2. Педагогическое сопровождение развития личности учащихся оценивается по следующим показателям: постоянство педагогического состава гимназии; удовлетворенность учащихся взаимодействием с педагогами; владение педагогами косвенными методами влияния на личность учащихся (технологиями педагогического взаимодействия и организации деятельности); достаточность условий для самореализации и осуществления личностных потребностей учащихся и педагогически обоснованной активной самостоятельной деятельности. Методика оценивания: опросы, наблюдения, «открытые» мероприятия.
3. Качество обучения и воспитания оценивается с ориентаций на показатели: положительная динамика результатов обучения и воспитания; положительная статистика поступления в вузы выпускников гимназии; положительная статистика личных достижений учащихся (участие в конференциях, олимпиадах и т.д.); наличие необходимого программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и его соответствие стандартным требованиям; наличие программно-методического обеспечения, отвечающего профилю школы – «лингвистическая гимназия». Методика оценивания: систематический мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по всем дисциплинам учебного плана; экспертиза программных и учебно-методических материалов; статистика личных достижений гимназистов и их участия во внеурочных образовательных мероприятиях (олимпиадах, конференциях, проектах и т.д.).
4. Состояние системы дополнительного (допрофильного) образования контролируется на основе ориентации на следующие показатели: наличие внедренных в образовательный процесс программ дополнительного образования; мониторинг востребованности данных программ со стороны учащихся и их родителей; соответствие программ потребностям личности учащихся, запросам общества и рынка профессий. Методика оценки: количественный анализ программ дополнительного образования; статистический анализ участия школьников в данных программах; сравнительный анализ содержания дополнительного образования и требований рынка профессий; опросы.
5. Оценка работы по внедрению современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и созданию целостной информационной среды гимназии осуществляется по следующим показателям: достаточность технического оснащения; наличие программных и методических материалов; наличие сайта гимназии в Интернете; наличие локальной внутренней сети (интранет) в гимназии; наличие и организационно-педагогическая поддержка форм работы по связям с общественностью; публикации. Методика оценки: статистический анализ направлений и форм работы по созданию информационной среды гимназии; опросы; анализ содержания форума на сайте гимназии; анализ доступности информации для всех субъектов образовательного процесса гимназии; экспертиза программно-методического обеспечения информатизации учебного процесса.
6. Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, обеспечению физического развития, психологического комфорта и безопасности учащихся оценивается по следующим показателям: состояние здоровья, уровень физического и психического развития учащихся; заболеваемость педагогов; наличие здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе; осведомленность всех педагогов гимназии о данных технологиях и практическое владение ими; отсутствие жалоб со стороны учащихся. Методика оценки: систематический мониторинг состояния здоровья учащихся и всех сотрудников гимназии; опросы; статистическое описание заболеваемости учащихся и случаев нетрудоспособности педагогов; анализ эмоционального климата в гимназии на основе наблюдений и опросов; анализ условий для поддержания физического и психического здоровья (качество расписания, смена видов деятельности, наличие оборудования для двигательной деятельности и проч.).
7. Условия для повышения профессионального мастерства педагогов и стимулирования инновационной деятельности в гимназии оцениваются по показателям: плановости и систематичности осуществления работы по повышению профессиональной квалификации; разнообразия форм и методов ПК; наличия условий для непрерывного (в том числе – без отрыва от работы) ПК; наличие системы стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов. Методика контроля: мониторинг участия педагогов в разных формах ПК; анализ динамики участия педагогов в смотрах, конкурсах, конференциях, проектах разного уровня; анализ личных профессиональных достижений педагогов (награды, звания, обучение в аспирантуре, диссертации и проч.).
8. Работа по созданию положительного имиджа гимназии оценивается с ориентацией на следующие показатели: общественное мнение о деятельности гимназии; характер отзывов социальных партнеров гимназии; стремление к партнерству с гимназией; стремление обучаться в гимназии (обучать детей в гимназии). Методика оценки: анализ материалов СМИ, содержащих оценочные суждения о деятельности гимназии; статистика привлечения сотрудников гимназии к участию в публичных социально-значимых мероприятиях (на уровне района, города, страны и т.д.); статистический анализ данных по социальному партнерству; опросы родителей и представителей общественности.
9. Состояние материально-технической базы учебно-воспитательного процесса в гимназии оценивается по следующим показателям: полнота и достаточность для решения учебно-воспитательных задач и организации жизнедеятельности гимназии; соответствие материально-технической оснащенности современным требованиям. Методика оценки: анализ состояния имеющегося оборудования; опросы педагогов, сотрудников, учащихся гимназии.
Направления программы развития гимназии скачать
I направление "Информационное и педагогическое обеспечение социального партнерства гимназии".
II направление "Педагогическое сопровождение развития личности учащегося":
III направление: Работа по повышению качества обучения и воспитания.
IV направление "Раcширение системы дополнительного (допрофильного) образования"
V направление. Работа по внедрению современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и созданию целостной информационной среды гимназии.
VI направление. Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий, обеспечение физического развития, психологического комфорта и безопасности учащихся.
VII направление: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и стимулирования инновационной деятельности гимназии.
VIII направление: Работа по созданию положительного имиджа гимназии и системы общественного признания личных достижений ее субъектов.
IХ направление: Совершенствование материально-технической базы учебно-воспитательного процесса в гимназии.