Метод шести шляп мышления

Главная » Родителям » ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ мастерская » Метод шести шляп мышления
16 января 2014

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их высказать.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Надев желтую шляпу, мы стараемся найти преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа – это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате, или в конце обсуждения, когда мы подводим итоги. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

 

Метод шести шляп имеет и другое название – “Шесть шляп де Боно” (автор метода Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в.).

Назначение метода – применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

 Цель метода – научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и точнее соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода – шесть шляп мышления – простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых соответствует метафорическая цветная “шляпа”. Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий:

1. Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике.

2. После этого использовать определенные "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем.

3. Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначить свое мышление, мы принимаем на себя определенную роль, на которую эта шляпа указывает.

Особенности метода:

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но в итоге все они смешиваются и дают цветную печать. Метод шести шляп – это применение того же принципа в мышлении: попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления по одному за раз. В результате сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном объеме. Шесть метафорических шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления. Большее число шляп было бы громоздким и запутывающим. Меньшее – не адекватным. Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое.

Правила использования метода:

 1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об их изменении.

 4. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Дополнительная информация:

1. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

2. До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) – это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.

3. Метод шести шляп обогащает мышление и делает его всесторонним. Если мы просто просим собеседников о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта восприятия быстро увеличивается.

Достоинства метода:

• наглядность, простота освоения и применения;

• умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения;

• позволяет отстранить свое эго от мышления.

Недостатки метода:

• для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка;

• большая психологическая нагрузка.

Немаловажным аспектом при организации проекта является подготовка учащихся к процессу защиты его результатов. Для этого учащимся следует изучать технику презентаций и коммуникаций, которая пригодится не только в проектной деятельности, но и всюду, где человеку приходится говорить, выступать. При работе над подготовкой предзащиты и защиты проекта необходимы навыки правильного построения структуры речи, владение методиками эффективной подачи информации и самопрезентации.

Технологий самопрезентаций существует более 50, однако все они заключаются в соблюдении нескольких несложных компонентов построения поведения человека в процессе выступления. При подготовке предзащиты следует помнить о необходимости:

 • информировать о себе;

• установить непосредственный визуальный контакт, общение;

• использовать тезисы;

• использовать наглядность;

• помнить о целевой группе;

• соблюдать композицию в построении речи.

Нужно избегать:

• слова “все”;

• пессимизма;

• затянутости выступления.

Источник  журнал Справочник классного руководителя № 1 2013 год

Версия для слабовидящих
Гимназия ждет Вас
Сведения об образовательной организации

Information about the educational organization

Безопасность

План работы гимназии. Тема года

Публичный отчет директора гимназии

Public report of the gymnasium head
Сегодня можно уверенно сказать: Программа развития гимназии успешно реализуется. Ведется работа по всем направлениям деятельности, совершенствуется и укрепляется достигнутый результат. Гимназия уверенно приближает будущее.

Бережливая школа

Функциональная грамотность

Дистанционное обучение

****ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ**** МАОУ "Гимназия № 67" по организации дистанционного обучения

8(831)270-03-69 (с 8-30 до 17-00)

Платные образовательные услуги

Прием обучающихся

Enrolment
Правила приема в гимназию; список документов; электронное заявление

Олимпиады

Научное общество учащихся

Конкурсы

"Готов к труду и обороне!"

Театр "Пестрый мир"

Деятельность Школьного Спортивного Клуба #ProSport67

Мы за здоровый образ жизни!

Воспитательная работа в МАОУ "Гимназия №67"

Навигаторы детства

Программа «Одаренные дети»

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь

Условия для индивидуальной работы с обучающимися

Пешеходам на заметку

Антикоррупционная политика

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Использование устройств мобильной связи в МАОУ "Гимназия № 67"

Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных

Создание комфортных условий для обучения обучающихся с ОВЗ

Охрана труда

Успех каждого ребёнка!

Наставничество

РОДИТЕЛЯМ

Ученикам For pupils
Школьная библиотека

Федеральный перечень учебников. Что бы почитать?

Электронные образовательные ресурсы